Василькова Татьяна Леонидовна, воспитатель детей дошкольного возраста. Персональный сайт воспитателя. МДОУ «Детский сад «Октябрьский» Калужская область Ферзиковский район п. Октябрьский

Сценарии мини- спектаклей по финансовой грамотности

f00f741326a1712401410d11.jpg

Сценарии мини- спектаклей.

 

Сценарий театрализованной деятельности для детей по сказке «Курочка Ряба» с элементами финансовой грамотности

f00f741326a1712401487d61.jpg

Цели: Формирование у детей среднего дошкольного возраста основ финансовой грамотности по разделу «Реклама – двигатель торговли» через театрализованную деятельность.

Задачи:

1.Приобщать детей к рекламной культуре через игру-драматизацию по мотивам русской народной сказки «Курочка Ряба» на новый лад.

2.Создать условия ЛРОС для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых по сказке «Курочка Ряба» с элементами рекламы. 

3.Способствовать самореализации дошкольников через участие в рекламной акции по сказке «Курочка Ряба».

Действующие лица:

Ведущий 

Дед

Баба

Курочка Ряба

Цыплята

Мышка

Мышата

В зале стоит ширма, оформленная под избу, слева – огород.

Рассказчица: Дед и баба возле речки жили в домике своем,

Жили дружно, не тужили и работали вдвоем.

Под музыку выходят дед с бабой. Работают в огороде, метут двор.

Исполняют небольшой танец с метелками. Ложатся спать на лавки.

Рассказчица: Вот однажды, утром, в среду говорит Бабуся Деду…

Бабка: Дед, скорее просыпайся, на базар ты собирайся!

Надо Курочку купить, будем мы богато жить.

Мы яичко разобьем и блиночков напечем.

Дед (встает с лавки): Что же, жди меня к обеду, с Курочкой домой приеду.

Звучит кадриль. Дед «едет» на Лошадке.

Остальные дети играют на музыкальных инструментах

Тпру! Приехали!

В зале оформлена «Ярмарка – базар». Продавцы стоят за столами, где выставлены для продажи разные товары.

Рассказчица: Дед приехал на базар и глядит там на товар!

Торговцы :1 Платки настоящие, для всех подходящие,

Узорами крашены-берите, будут вашими!

Налетай, выбирай, десять платков покупай!

2Посмотрите с огорода

Подарила нам природа Федор

Много вкусных овощей

И для супа, и для щей!

3Яблочки садовые,

Яблочки медовые!

Грушевые, "Ананас" Артем

Набирайте про запас

4Уважаемая публика,

Купите у нас бублики! Гоша

Покупайте калачи!

С пылу, с жару, из печи!

5Утки, гуси, петухи!

Есть и рыба для ухи!

Курочки-несушки,

Красивые пестушки!

А к утру снесут яичко,

Домашние ваши птички.

Замечательный омлет,

Будет завтра на обед!

Дед: Эту курочку беру.

От души благодарю.

Бабуся будет рада-

Ей лучшая награда!

Нам с тобой пора домой. (Курочке говорит)

Угощу тебя травой!

Игра на музыкальных инструментах

Баба: Ну что, Дедуся, ты вернулся?

Купил Курочку, покажь?

Покормить бы ее надо.

В курятнике еды добавь!

Дед: Купил, Бабуся! Посмотри!

Курочку ты посмотри!

Бабуся гладит, рассматривает Курочку с любовью.

Баба: Теперь ты - наша Курочка!

О тебе мы так мечтали!

Обогати нас душечка,

Мы от бедности устали.

Курочка: Здравствуй, Дедуся и Бабуся!

Курицей Рябой я зовуся.

Сначала дайте мне обед.

Потом открою свой секрет.

Рассказчица: Еду готовила Бабуся,

Курочку кормил Дедуся.

Рябу свою так любили,  (гладят Курочку)

За здоровьем ее следили.

Дед: (берет ведро с зерном, кормит курочку и поет)

Ешь, ты моя Курочка,

Ешь и наедайся,

Зернышко за зернышком

Клюй и поправляйся.

Мы с Бабусей запаслись

Кормами с поля-полюшка.

А в амбаре у меня -

Золотое зернышко!

Ведущий. Дед и Баба песенку запели, Курочку водичкою поили…

Звучит музыка. Дед и Баба песенку поют.

Баба (берет ведро с водой, наливает в тазик поит Курочку и поет под фонограмму)

Пей, ты моя Курочка,

Пей, ты моя птичка,

У меня в ведерочке

Чистая водичка.

Ты напьешься и пойдешь

За ворота погулять.

Я же свеженькой водички

Принесу тебе опять.

Звучит музыка.

Курочка, кудахча, уходит за ширму и выбегает с золотым яйцом.

Курочка Ряба.

Дорогие Дед и Баба,

Я подарок принесла.

Вот яичко Золотое,

Вам на радость я снесла.

Курочка отдает старикам яйцо на блюдечке с салфеточкой

и уходит за ширму.

Баба. (с радостью стучит яйцом по столу) Ой, какое крепкое яйцо!

Дед.  (с радостью стучит яйцом по столу) Да, разбить его нам будет не легко!

Баба. (с сожалением) Нету толку с этого яйца!

Дед. Положу на стол, оставлю тут пока. (Дед кладет яйцо на стол).

Бабка, сходим-ка с тобою в огород. (Дед и Баба идут в огород)

Репка растет! Прокормит нас весь год!

Звучит быстрая музыка, выбегают мышки. 

«Танец мышат»

После танца мышки подбегают к столу, берут яйцо, играются  с ним и роняют на пол, яйцо разбивается на две половинки. Мышки убегают. Возвращаются Дед с Бабой с огорода. Видят на полу разбитое яйцо.

Дед (плачущим голосом) Ой, разбилось яйцо золотое!?

Баба (рассматривая, плачет, причитает)

Оказалось, внутри оно совсем пустое:

Ни съесть его не сможем, ни продать.

Дед.  (с сожалением вздыхает) Верно, ужина нам, точно, не видать!

Выходит, Курочка, жалеет стариков, гладит их.

Курочка Ряба.

Дорогие Дед и Баба!

Не горюйте, прошу, не надо!

Услужить вам буду рада.

Слезами горю не поможешь!

Только душу потревожишь.

Снесу яичко вам простое.

А зачем вам золотое?

Ужин из яйца готовишь,

Блюдо – пальчики оближешь!

Курочка идет за ширму. Дед и баба занимаются хозяйством, на кухне суетятся. Звучит спокойная музыка.

Ведущий.

Вот и вечер настает.

Кура Ряба в дом идет.

«Танец Курочки»

Баба: (гладит Курочку) Наша Ряба в дом зашла.

Курочка Ряба: Смотрите, что я принесла. (Показывает яйца в корзинке.

Подает одно Бабе, другое Деду).

Яйца снесла я простые.

Зачем они, золотые!

Дед: Вот это и нам нужно.

Баба: Будет вкусный ужин.

Дед: Может, мы в кастрюльке сварим?

Баба: а давай, в сковородке пожарим?

Дед: Я согласен, это вкусно.

Бери масло, это нужно.

Дед и Баба жарят яичницу.

Курочка Ряба. А эти яйца в гнездо положу

Три недельки на них посижу.

Я своим их согрею теплом.

А что будет, узнаете потом.

Курочка уходит за ширму, громко кудахчет.

Ведущий.

В гнезде Курочка три недели сидела.

И яйца она теплом своим грела.

Дед и Баба о ней не забыли –

Каждый день ее поили, кормили.

Час пробил и случилось тут чудо!

Но я рассказывать об этом не буду.

Вы сейчас убедитесь все сами.

И всё увидите своими глазами.

Из-за ширмы под музыку выходит курочка Ряба, а за нею идут цыплята. «Танец Курочки и цыплят»

Ряба.

Квох-квох-квох, за мной, пушистые комочки»! 

(зрителям) Познакомьтесь, это мои сыночки и дочки.

Скоро - скоро они подрастут. 

(старикам) Много – много яиц вам снесут.

Будете яйца свои продавать.

А фирма ваша – расти, процветать!

Дед и Баба:

Наша Курочка Рябуша, это первый наш успех!

Теперь мы знаем, как безбедно прожить много лет!

За секрет благодарим! Рябуше спасибо говорим!

Игра – спектакль «Денежкин домик»

Цель: Формирование представлений о том, где могут храниться деньги.

Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое и речевое развитие.

Словарь: монета, купюра, кошелек, копилка, сейф, банк, банковская карта, шкатулка.

Материалы: необходимо подготовить таблички с изображением кошелька, сейфа, шкатулки, копилки, банка, банковских карт, монет, купюр.

Ход игры

Накануне игры выбираются участники на роли кошелька, копилки, сейфа, банка, двух банковских карт, шкатулки. Они разучивают свои роли.

Остальные дети играют роли монет и купюр (берут соответствующие таблички). Исполнители сольных ролей тоже берут таблички с названием своего героя.

Ведущий

Ой, беда, беда, беда!

Денежки остались без жилья

Что нам делать и как быть?

Как нам деньги сохранить?

Куда деньги поселить?!

Кошелёк

Я солидный кошелёк,

Я монетам бы помог!

Приходите ко мне жить,

Будем вместе мы дружить!

Несколько монет (дети с табличками «Монеты») идут к кошельку)

(Процессом руководит ведущий).

Сейф

Приходите ко мне жить,

Могу я деньги защитить!

Заходи скорей, не дрейф!

Я самый прочный в мире сейф!

Часть монет и купюр отправляются к сейфу. (Процессом руководит ведущий).

Копилка

Я копилка, хрюшка «Милка»,

Приходите сюда жить

Помогу вам накопить!

Часть монет и купюр отправляются в копилку. (Процессом руководит ведущий).

Банк

Я банк, я денежки люблю!

Приютить я всех смогу

Часть монет и купюр отправляются в банк. (Процессом руководит ведущий)

Банковские карты (хором)

Мы карточки-подружки,

Симпатичные девчушки

Приходите, деньги, к нам,

Здесь удобно будет вам!

Часть монет и купюр отправляются к карточкам. Процессом руководит ведущий.

Шкатулка

Хоть я шкатулочка простая,

А всё ж девчонка удалая!

Приходите ко мне жить,

Не придется вам тужить!

Оставшаяся часть монет и купюр отправляются в шкатулку

Банк

Согласились вы напрасно-

В шкатулке жить не безопасно!

Ведущий

Хорошо мы потрудились,

Наши деньги расселились!

Славно все мы поиграли

Много нового узнали!

Мини постановка «Зайкина находка»

 

Цель: Закрепление финансовых понятий на тему «Деньги».

Задачи:

• Закрепить понятия - деньги, кошелек, монеты, купюры, рубли;

• Развивать умение анализировать и обобщать;

• Воспитывать бережное и уважительное отношение к деньгам и чужому имуществу

Оборудование: Костюмы для мини-спектакля Заяц, Сорока, Еж; Декорации – лес; Магнитная доска.

Наглядно-дидактический материал: Кошелек, муляжи денег (монеты, купюры), конверты с заданиями 6 шт.; наглядный материал для игры «Волшебное превращение»; кошелек, копилка и банк для игры «Денежкин дом». Наглядный материал российских денег

Проблемная ситуация: Зайка-зазнайка узнал, что такое деньги, и что на них можно купить игрушки, но у него нет денег. Просит детей помочь ему.

У Мудрого Ёжика есть конверты с заданиями, выполнив которые можно получить монетку.

Задания нужно выполнить по порядку! На конвертах цифры от 1 до 6. После выполнения каждого задания воспитатель достает из конверта монетку и передает Зайке-зазнайке.

Совместная деятельность воспитателя и детей:

1. Загадки.

Если хочешь в магазине

Ты купить, к примеру, сок

Отправляйся за покупкой

Возьми с деньгами ….

(Кошелек)

В кошелек мы их кладём, с ними в магазин идём

(Деньги)

У меня есть чудо кошка

На её спине окошко я кладу туда монеты

Чтоб потом купить конфеты

(Копилка)

Маленькая, кругленькая

Из кармана в карман скачет (Монета)

1. Д/И «Что нельзя купить на деньги»

Я буду называть слова, если можно купить на деньги - хлопайте, а если нет - топайте

Машина, хлеб, фрукты, ум, конфеты, молоко, овощи, вежливость, мебель, дом, дружба, телефон, игрушки, здоровье, семья.

Вывод: то, что нельзя купить на деньги, это самое дорогое, самое большое богатство человека, которое мы должны беречь!

1. Д/и «Волшебное превращение»

Цель: Образование относительных прилагательных. Какие бывают деньги?

На магнитную доску выставляется картинки – кошелек из кожи, купюра из бумаги, монета из металла, копилка из глины, монета из золота, копилка из дерева. (Кошелек из кожи какой? – кожаный и т. д.)

Физкультминутка «Пальчиковая гимнастика»

Будем денежки считать, 1, 2, 3, 4, 5 (сгибаем и разгибаем пальцы рук)

1 и 2 оплатим дом, дом в котором мы живем (отгибаем мизинец и безымянный)

Третья монетка одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвертую монетку, будем, есть и пить (отгибаем указательный палец) Ну а пятую пока спрячем в донце кошелька (прячем большой палец в кулак)

4. Д/И «Дополни фразу» Я начну фразу, а вы дополните:

• Монета круглая, а банкнота…. (прямоугольная)

• Банкнота бумажная, а монета … (железная, медная, металлическая)

• Монета металлическая, а банкнота… (бумажная)

• Монета звенит, а банкнота…. (шуршит, шелестит)

• Монеты тяжелые, а купюры… (легкие)?

1. Д/и «Денежкин дом». Цель: формирование окончаний.

Для чего служит кошелек? Где еще можно хранить деньги? (в банке, в копилке)

Дети делятся на 3 команды,

Банкиры: в руках пустой кошелек, копилка, банк. Это пустой кошелек – нег денег (где?) в кошельке и т.д.

Вкладчики: Складывают монеты, купюры в кошелек, банк, копилку. Я положила монету (куда?) в копилку, теперь в копилке есть монета, и т.д.

Заёмщики: Достают монеты, купюры в кошелек, банк, копилку. Я беру монету (откуда?), у меня есть монета.

1. Знакомство с рублем – Иллюстрации, показ, беседа.

Информация о том, что у каждого государства есть свои деньги, рассказ о деньгах РФ.

Наша группа тоже небольшое государство. Предлагаю для своей группы придумать и нарисовать деньги, во второй половине дня.

Рефлексивный этап

Зайка благодарит детей за помощь, у него теперь есть деньги, чтобы купить игрушки.

Воспитатель: Давайте вспомним, о чем мы сегодня узнали. Что вам понравилось больше всего?

Чем монета отличается от купюры? Чем купюра отличается от чистого листка? Что изображено на монетах/купюрах? Можно ли что-то купить, если в кошельке просто листочки цветной бумаги?

Как называются деньги РФ?

Чем мы с вами будем заниматься вечером?

Сценарий мини-постановки «Хочу и могу»

 

«Продолжительность постановки: 30 минут; количество актеров: шесть.

Учимся различать понятия: хочу и могу. Наши желания «хочу», а наши возможности и ресурсы «могу». Формируем ответственное отношение к выбору, которое проявляется в тесной взаимосвязи желаний и реальных возможностей по их осуществлению.

Действующие лица:

На лесной поляне собрались звери: Зайка Знайка, Белочка Умелочка, Медвежонок Лежебока, Пчелка Жужа. Они с удивлением рассматривают стоящую посреди поляны избушку. Избушка необычная: на одной стороне избушки написано «хочу», а на другой стороне «могу».

ЗАЙКА ЗНАЙКА (с удивлением): Откуда такая избушка в лесу появилась?

БЕЛОЧКА УМЕЛОЧКА (обращается к зрителям): Вы, ребята, как думаете? Может это сама Баба Яга в волшебном лесу поселилась?

Слушают ответы зрителей

Из избушки раздается голос Мудрого Ежика: Это я сам такую избушку построил, чтобы все, кто захочет, могли зайти и пирожков в ней отведать.

ПЧЕЛКА ЖУЖА (удивленно): Да как же твоя избушка нас пирожками кормить будет?

МУДРЫЙ ЕЖИК: а вот как. Подходи первый, кто желание имеет.

Первой решила пойти белочка.

БЕЛОЧКА УМЕЛОЧКА: Я сегодня не завтракала, и очень мне хочется вкусную булочку с орешками съесть.

МУДРЫЙ ЕЖИК (обращается к избушке): Поняла избушка, что белочка хочет?

Со стороны избушки, где написано «ХОЧУ», раздается голос: Для изготовления вкусной булочки с орехами все готово!

МУДРЫЙ ЕЖИК: Поняла избушка желание.

БЕЛОЧКА УМЕЛОЧКА (восторженно) : У меня сейчас будет вкусная теплая булочка с орешками!

МУДРЫЙ ЕЖИК: Подожди радоваться, сама захотела, сама и испеки.

Мудрый Ежик, белочка Умелочка, избенка, Зайка Знайка, пчелка Жужа Медвежонок Лежебока.

Со стороны избушки, где написано «МОГУ» раздается голос: Заходите, пожалуйста! Белочка заходит в избушку, оставшиеся звери кричат ей вслед и просят принести им по булочке.

ЗАЙКА ЗНАЙКА (обращается к зрителям): Как вы думаете, даст избушка булочек с орешками?

Слушают ответы зрителей

Вдруг белочка вся закопченная из избушки вылетает с подносом, на котором одни черные угольки.

МУДРЫЙ ЕЖИК (весело): Кому таких вкусных булочек, налетай!

БЕЛОЧКА УМЕЛОЧКА (еле сдерживая слезы): Я булочек - то ни разу не пекла, думала они сами собой получаются. Избушка не виновата, там и мука на столе была, и масло, и орехи, и печь растоплена.

МУДРЫЙ ЕЖИК: Оказывается, кроме ХОЧУ, надо всегда думать о том, а смогу ли я? Чтобы сделать правильный выбор, одного хочу недостаточно: хочу – это наши желания, а могу – это наши возможности, способности и ответственность за исполнение желания. Белочка захотела, а в результате и вкусных булочек нет и ценные продукты, что волшебная изба для нее припасла, испорчены.

ПЧЕЛКА ЖУЖА: Значит, ничего не получится, если будешь только хотеть.

МУДРЫЙ ЕЖИК (обращается в зал, слушает ответы и хвалит детей):

Ребята, как вы думаете, что нужно было еще белочке, чтобы испечь вкусных булочек?

Вопросы для обсуждения с детьми:

1. Чего не хватило белочке, чтобы исполнить свое желание (знаний и умения?

2. Представьте, какая была бы жизнь в семье, если бы все ее члены только мечтали и хотели, но при этом ничего не могли бы делать?

3. Как со словом «могу» сочетаются слова: трудиться, ответственность, умения, знания?»

Сценарий спектакля «Мишкина копилка»

 

Цель: Формирование представлений о прямой взаимосвязи труда и вознаграждением за него, понимание того, что в жизни следует полагаться на собственные способности и трудолюбие.

Воспитатель: Выполняя работу, взрослые получают за это деньги. И поэтому, относиться к ним нужно бережливо, сберегать и копить, а тратить их необходимо только с пользой.

 Давайте посмотрим, как копили деньги Медвежонок Потапыч, и Белочка Умелочка и что советовал им их друг Мудрый Ёжик. 

(Музыка)

Весной после зимней спячки просыпается в своей берлоге Медвежонок Потапыч.

Медвежонок Потапыч. - Красота, просто дух захватывает! Небо синее, солнышко яркое! Всё бы хорошо, только есть хочется.

(Забегал, ищет, что из припасов осталось; ничего съестного не находит.)

Медвежонок Потапыч. - Вспомнил! У меня с осенней ярмарки деньги оставались, которые я на мёд поменял, да так и не потратил. (Заглядывает везде, денег не находит. Мимо проходит Мудрый Ёжик.)

Мудрый Ёжик. - С весной тебя, друг Потапыч!

Медвежонок Потапыч. - Спасибо, Ёжик, только мне сейчас не до весны, голодный я.

Появляется белочка Умелочка.

Белочка Умелочка. - Да и я бы тоже покушать не отказалась.

Мудрый Ёжик. – Так пойдёмте со мной, я как раз сейчас в лесной магазин иду.

Медвежонок Потапыч. – Только вот я не могу найти деньги, которые специально берёг про запас.

Белочка Умелочка. - И я тоже не нашла.

Мудрый Ёжик. - По всему видно, что вы ещё не проснулись.

Медвежонок Потапыч. Почему?

Мудрый Ёжик. - Да я же каждому из вас сам подарил на день рождения копилку-хрюшку.

Медвежонок Потапыч. - Точно! Я ещё радовался, какая это нужная вещь!

Мудрый Ёжик. - Да, и на разные вещи поможет накопить, и в трудную минуту выручит.

Медвежонок Потапыч (с большой радостью кричит). Нашёл! Так вот же она! На самом видном месте стоит!

Берёт копилку и тресёт её

Мудрый Ёжик. - Сытым живёт тот, кто деньги умеет копить и сберегать!

Медвежонок Потапыч. - Я сейчас деньги из копилки посчитаю. (Считает деньги)

Мудрый Ёжик. -Запомните, Потапыч и Белочка, сберечь-значит сохранить, не растратить на ненужные и бесполезные вещи.

Медвежонок Потапыч. Большое спасибо тебе Мудрый Ёжик за подарок. Моя копилка никогда не будет пустой.

Белочка Умелочка. И моя тоже.

Мудрый Ёжик (назидательно). Учтите, что выполнить это обещание непросто. Как захотите на что-то деньги потратить, что-то купить, сразу вспоминайте, каким трудом они достаются. Будет ли польза от траты денег на ту вещь, которую хотите купить.

Медвежонок Потапыч. Помню, как малину и мёд собирал! Спина от малиновых колючек до сих пор болит.

Белочка-Умелочка. А я всю осень, собирала орехи, грибы

Мудрый Ёжик. Да деньги трудом достаются! Вот теперь мы смело можем идти в магазин за покупками.

И друзья весело зашагали в магазин по весеннему лесу.

Мини-спектакль «Кошелёк»

 

Воспитатель: Деньги достаются трудом их нужно заработать и сохранить. А где нужно хранить деньги, мы сейчас узнаем Кошелёк:

Я солидный кошелёк, я монетам бы помог!

Приходите ко мне жить, будем вместе мы дружить! Несколько монет (дети с табличками «Монета») идут к кошельку.

Сейф:

Приходите ко мне жить, могу я деньги защитить!

Заходи скорей, не дрейфь! Я самый прочный в мире сейф! Часть монет и купюр отправляются к сейфу.

Копилка:

 Я копилка, хрюшка «Милка» приходите сюда жить, помогу вам накопить! 

Часть монет и купюр отправляются в копилку.

Банк:

Я банк, я денежки люблю! Приютить я всех смогу. Часть монет и купюр отправляются в банк.

Банковские карты: (хором)

 Мы карточки-подружки, симпатичные подружки.

Приходите, деньги, к нам, здесь удобно будет вам!

Часть монет и купюр отправляется к карточкам.

Шкатулка:

Хоть я шкатулочка простая, а всё ж девчонка удалая!

 Приходите ко мне жить, не придётся вам тужить!

 Оставшаяся часть монет и купюр отправляются в шкатулку.

Банк:

Согласились вы напрасно, в шкатулке жить не безопасно

Воспитатель: Хорошо мы потрудились, наши деньги расселились! 

Ребёнок: Экономить очень просто, если делать всё с умом. Экономь сейчас, сегодня, не оставляя на потом.

Все герои: Без нужды живёт тот, кто деньги бережёт.

Мини-спектакль: «День рождения»

 

 Цель: формирование у дошкольников понимания, что планировать и готовить подарки надо заранее.

Задачи:

Образовательные: - Создать условия для познавательного развития воспитанников. - Дать начальные представления о том, что подарок должен быть интересным и нужным. 

Развивающие:

- Развивать эмоциональную сферу детей.

- Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

- Активизировать коммуникативную деятельность детей.

- Воспитывать желание и умение планировать.

Предварительная работа: Чтение театрализованной постановки «День рождения» с обсуждением, разучивание ролей, знакомство с разными музыкальными жанрами, разучивание танцевальных движений.

Методы и приёмы: Словесный, практический, игровой, индивидуальная работа, заучивание наизусть, инсценированные.

Оборудование и материалы: Музыкальный центр, ноутбук, мультимедийная установка, слайды: театральная заставка и лесная полянка, детские костюмы, стол, банка пластмассовая, цветы из самоклеящейся бумаги.

 Действующие лица: Мудрый Ёжик, Волчок-Зубастик, Сорока-Белобока, Зайка-Зазнайка, Белочка-Умелочка.

Педагог: На лесной полянке веселились Волчок-Зубастик, Сорока Белобока, Белочка-Умелочка и Зайка-Зазнайка.

Под р.н.м. выходят лесные жители и начинают танцевать («Полька» П.И. Чайковского) Появляется Мудрый Ёжик («Ёжик» Д.Б. Кабалевского)

Ёжик (обращается к лесным жителям): Здравствуйте, друзья!

Лесные жители: Здравствуй, Ёжик!

Ёжик: У Медвежонка Потапыча скоро день рождения. Давайте готовить подарки!

Волчок: Подарок? Что его готовить? Пойдём поздравлять и придумаем, что дарить.

Сорока: Подарки я люблю! Есть у меня в гнезде парочка красивых вещей, вот одну из них ему и подарю!

Зайка: А я ленточку принесу! Красивую, синюю!

Белочка: Зайка, зачем Медвежонку синяя ленточка? Что он с ней будет делать? Подарок должен быть нужным и желанным.

Зайка: Так что же подарить Медвежонку?

Волчок: Сразу и не придумаешь!

Ёжик: Вот видите, поэтому подарок следует готовить заранее. Выбирая в последнюю минуту, можно и на день рождения не успеть!»

Сорока: Я придумала! (Убегает и приносит банку.) Давайте подарим Медвежонку баночку для мёда!

Белочка: в хозяйстве такая баночка всегда пригодится!

Ёжик: Молодец, Сорока-Белобока! Давайте эту баночку украсим, чтобы Медвежонок ещё больше обрадовался.

Все вместе: Давайте! 

Лесные жители украшают баночку цветами из самоклеящейся бумаги.

/Музыкальный фон: Песня «Да здравствует сюрприз»/

Все вместе: Подарок готов!

Общий поклон. Представление актёров.

Педагог (обращается к зрителям): 

-Подскажите, стоит ли заранее готовить подарок или можно сразу что-то подарить?

-Почему нужно готовить подарок заранее?

-Можно ли сделать подарок своими руками?

-Что надо учитывать, когда выбираешь или мастеришь кому-то подарок?

-Вы заранее готовите подарки или нет?

Мини-спектакль «Долг платежом красен»

 

Цель: закрепление с помощью интерактивного мини-спектакля понятия: занимать, одалживать, долг, должник.

Задачи:

образовательные:

• Обогатить словарный запас дошкольников основными финансово - экономическими понятиями;

• Формировать разумные экономические потребности, умение соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения.

развивающие:

• положить начало формированию финансово-экономического мышления;

• развивать умение решать проблемные ситуации.

воспитательные:

• воспитывать нравственные качества – честность, уважение к окружающим;

• формировать позитивную социализацию и личностное развитие дошкольника;

• побуждать интерес к изучению мира экономики и финансов.

• воспитывать внимательность и бережное отношение к финансовым документам.

Предварительная работа: подготовка спектакля (распределение и

разучивание ролей, подготовка костюмов, реквизита, декораций и пр.). Рассматривание иллюстраций к народным сказкам, чтение русской народной сказки «Баба – Яга и Машенька», «Приключения Копеечки»

Материалы к занятию: сборник «Мини-спектакли».

Действующие лица: Мудрый Ежик, Волчонок – Зубастик, Лисенок – Ушастик, Белочка – Умелочка, Пчелка - Жужа.

1часть. Знакомство с поговоркой «Долг платежом красен».

Воспитатель: Значение пословицы «Долг платежом красен»

Интересно, почему долг называли «красным»? Прежде всего, нужно заметить, что слово «красный» в данном случае вовсе не обозначает цвет.

Дело в том, что в древности слово «красный» использовали, когда хотели сказать «красивый», «радостный», «хороший» или «приятный».

Вспомните хотя бы выражение «красна девица» — это как раз и имелось в виду «красивая девушка».

Итак, долг платежом красен, и это значит, что какой бы долг не был, его нужно и придется платить.

Происхождение фразы. Возникла пословица «Долг платежом красен» довольно интересно. Купцы, давая друг другу деньги в долг, требовали возврата с процентами.

Это делало долг «красным», то есть «хорошим». Вот и говорили, что долг платежом красен. То есть дал взаймы 10 рублей, а получил через время 12 рублей с процентами, заработав, таким образом, 2 рубля на пустом месте. Разве не хорошо?

В наше время эта поговорка имеет несколько иной окрас, и потеряла свое первоначальное, сугубо корыстное значение.

Сегодня, говоря о том, что долг платежом красен, люди подразумевают, что сделаете вы добро или зло – ответ будет всегда симметричным: «как аукнется, так и откликнется».

Воспитатель: Давайте ребята посмотрим спектакль. Который так и называется «Долг платежом красен»

2 часть. Показ спектакля «Долг платежом красен»

На сцене Лисенок – Ушастик и волчонок- Зубастик играют в воздушные шарики. Шариков три штуки, разных цветов: красный, синий, Зеленый.

Прилетает Пчелка Жужа с желтым шариком.

Лисенок – Ушастик: (обращаясь к Пчелке). Какой замечательный у тебя шарик! Как солнышко!

Лисенок – Ушастик и Волчонок - Зубастик зачарованно смотрят на шарик Пчелки.

Пчелка Жужа: Да, Шарик очень красивый. Только жалко, что я не смогу с вами поиграть, мне надо лететь нектар с цветов собирать.

Волчонок – Зубастик: (радостно). Дай мне его поиграть, пока за нектаром летаешь!

Пчелка – Жужа: (немного подумала). Хорошо, даю тебе шарик, ты поиграй немножко и верни его мне сегодня.

Пчелка Жужа отдает шарик и улетает. Радостные зверята продолжают играть в шарики. Привлекая зрителей – бросая шарики в зал и обратно.

Появляется Белочка –Умелочка.

Белочка – Умелочка: (с завистью глядя на игру в шарики). Как здоровои весело у вас! Мне тоже хочется поиграть.

Волчонок -Зубастик: (весело) Давай присоединяйся! Видишь, какой у меня красивый шарик! Я его занял у Пчелки поиграть.

Белочка – Умелочка: (грустно) Я обещала бабушке помочь по хозяйству, мое обещание – мой долг. Она старенькая, и ей тяжело одной.

Лисенок – Ушастик: Давай поиграем! Бабушка может немного подождать!

Белочка – Умелочка: Но я ей обещала!

Лисенок - Ушастик: (обращаясь к детям). Как вы думаете, можно немножко поиграть? Бабушка подождет?

Все слушают ответы зрителей. Зверята решают немного поиграть. Появляется Мудрый Ежик, он смотрит на часы.

Мудрый Ежик: Что – то вы шумите, уже поздно, а вы все играете!

Волчонок, Белочка и Лисенок (испуганно) Ой! Ой! Ой!

Волчонок – Зубастик: Я же забыла шарик вернуть!

Мудрый Ежик: (обращается к детям) Как вы думаете, если взял что – то в долг, нужно обязательно вернуть вовремя или можно не спешить?

Все слушают ответы зрителей, при необходимости Ежик комментирует их. Волчонок – Зубастик: Что делать, если не смог вовремя отдать долг?

Все слушают ответы зрителей. При необходимости Ежик комментирует их.

Мудрый Ежик: Долги нужно обязательно возвращать вовремя или извиниться и попросить немного еще подождать, если вдруг.

Не получилось вовремя вернуть. Тебе же, Волчонок, придется срочно отнести шарик и извиниться перед Жужей.

Волчонок – Зубастик: (убегая с шариком). Бегу! Бегу!

Белочка – Умелочка: (взволнованно обращается к детям). Что же мне делать?

Все слушают ответы зрителей. При необходимости Ежик комментирует их.

Мудрый Ежик: Надо возвращаться не только вещи, но и заботу и внимание. Бабушка заботилась о тебе. Пока ты была маленькая. Теперь она старенькая. И помогать ей твой долг!

Белочка – Умелочка: Я побегу к бабушке и забывать ос воем долге больше никогда не буду.

Мудрый Ежик: (обращаясь к залу). Ребята. Что вы поняли из сегодняшней сказки?

Слушает ответы и хвалит детей

3 часть. Обсуждаем с детьми:

1. Почему обещание тоже называют долгом?

2. Как понять поговорку: «Бери да помни! Не шутка – занять. А шутка – отдать».

3. Если друг тебе помог, считаешь ли ты своим долгом помочь ему?

4. Как понять поговорку: Кто дает – не должен помнить об этом, а кто берет – не должен об этом забывать.

4 часть. Рефлексия «Мяч».

Дети по кругу передают мяч и говорят о том, что нового они для себя сегодня узнали из спектакля «Долг платежом красен»

Мини-спектакль «Бережливые друзья»

 

Цель: формирование у детей полезных навыков и привычек в быту, понимание целесообразности бережливости.

Задачи:

• учить детей бережному отношению к вещам;

• учить прогнозировать последствия своих решений;

• рассказать о правильном распределении доходов в семье;

• помочь выработать основные полезные привычки;

• формировать бережное обращение со своими и чужими вещами; нетерпимость к беспорядку, брошенным вещам и игрушкам;

• формировать бережное отношение к природным ресурсам;

Оборудование:

• карточки с описанием деятельности представителей профессий;

• монетки в количестве 10 штук;

• карточки с изображением ежемесячных трат (проездной, обеды в школе, кроссовки и т.д.).

• 20 карточек с изображением вещей детской и взрослой тематики, а также связанных с потреблением света и воды.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель. Как мы знаем, все, что находится вокруг нас, — создано природой или людьми, человеческим трудом. Давайте вспомним, что такое труд.

Дети. Труд - это силы, энергия людей, затраченные на создание какого-либо продукта.

Воспитатель. Чтобы испечь вкусный, красивый торт, что должен сделать кондитер?

Дети. Подготовить продукты, замесить тесто, поставить в печь.

Воспитатель. Чтобы произвести мягкую мебель, что должен сделать мебельщик?

Дети. Приготовить материал, инструменты, скрепить детали, оббить мягкой тканью.

Воспитатель. Что должен сделать художник, чтобы нарисовать натюрморт?

Дети. Взять краски, кисточки, сделать набросок карандашом, раскрасить.

Воспитатель. Перед вами на столе лежат карточки с описанием работы кондитера, мебельщика, художника. разложите карточки для каждого из них. И расскажите, как потрудился каждый из представителей профессии.

Дети. (Выбирают карточки для кондитера, мебельщика, художника и раскладывают их в логической последовательности, проговаривая вслух весь процесс создания продукта). Кондитер месит тесто, печет бисквит, взбивает крем, наносит крем на торт, украшает торт розочками, и т. п.

Воспитатель. Теперь, ребята, вы видите, как непросто создается любой продукт и как важно относиться бережно к результату труда каждого человека.

Вещами нужно пользоваться по назначению, а ломать, портить, нельзя, это осуждается всеми. Что случится, если мы будем небрежно обращаться со своими и чужими вещами (бросать, ломать, портить)? Сможем ли мы вернуть эти вещи, игрушки?

(Дети отвечают)

Воспитатель. Продукты и вещи для жизни, игрушки для вас родители покупают на заработанные деньги — зарплату. Как много всего нужно купить папе и маме, для всей семьи на заработанные деньги! И главное — не потратить деньги зря!

Давайте поможем папе потратить зарплату только на нужные вещи! Перед вами монетки, которые равны зарплате папы: 10 монеток. А рядом картинки того, на что папа может потратить деньги.

Подумайте, на что обязательно папа должен потратить монетки, а без чего в этом месяце можно обойтись?

Дети. Обязательно папа должен потратить монетки на оплату питания для дочки, электроэнергии, детского сада, покупки обуви сыну. В этом месяце можно обойтись без похода в кино, без приставки.

Воспитатель. Теперь вы видите, как непросто распорядиться своими деньгами в интересах семьи. Уметь тратить деньги с умом — значит быть хорошим хозяином!

Прежде чем просить о чем-нибудь папу или маму, подумайте, хватит ли у родителей денег на покупку необходимого!

Воспитатель. Сейчас вам нужно разделиться на четыре команды. Первая команда будет беречь вещи мамы и папы, вторая – вещи детей, третья – электроэнергию, четвёртая – воду. Придумайте название команды. Дети, подойдите, пожалуйста, к столу и выберите те карточки, которые соответствуют названию вашей команды. Проверим, все ли карточки принадлежат вашей команде. Молодцы, все справились с заданием!

Воспитатель. Как вы считаете, дети, для чего нам нужно беречь вещи?

Дети. Если мы аккуратно относимся к вещам, не портим их, то нам не надо покупать новые, тратить на это деньги. Бережливость помогает нам сэкономить деньги, потратить их на что-то более важное.

Воспитатель. Скажите, дети, что нужно делать, чтобы беречь вещи, изображенные у вас на карточках, а также свет и воду?

Дети. Не ломать и не разбрасывать игрушки, не портить вещи родителей; необходимо закрывать водопроводный кран после мытья рук и умывания; при выходе из помещения нужно выключать свет, использовать энергосберегающие лампочки.

Воспитатель. Вы молодцы, дети, знаете, что нужно сделать, чтобы сохранить вещи, а также сберечь воду и свет!

Теперь, посмотрите внимательно на карточки, у каждой команды в двух из них что-то выглядит не так, сломалось или находится не на своем месте. Найдите их и скажите, можно ли сохранить вещи, воду, свет и что для этого нужно сделать.

В командах:

• «Вещи Саши и Маши» — детская комната с игрушками (игрушки разбросаны

по комнате), книжка (оторвана страница).

• «Вещи папы и мамы» — деловая сумка (оторвана ручка), шляпа (пятна).

• «Ручеек» — водопроводный кран (течет вода из крана), озеро (валяется мусор

вокруг).

• «Солнышко» — люстра в комнате (свет включен, хотя дети выходят на улицу), электроплита (включена без надобности).

Воспитатель.  Молодцы, вы все сделали правильно! Все вещи у нас в порядке, свет выключен, вода зря не льется из крана.

Итак, ребята, скажите:

1. Что значит бережно относиться к вещам, игрушкам?

2. Можете ли вы дарить вещи, которые вам не принадлежат?

3. Что будет, если вы сломаете игрушку? Ею можно будет играть дальше?

4. Кто такой хороший хозяин?

5. Как нужно обращаться со своими вещами и вещами взрослых?

6. Можем ли мы оставлять открытыми краски, фломастеры, выбрасывать с чистыми листами альбом для рисования?

7. Выходя из комнаты, мы оставляем разбросанными игрушки, книжки?

8. Если мы выходим из дома, группы, для чего нужно проверять, выключен ли свет, не течет ли вода из крана?

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы ответили на все вопросы!

На этом наш праздник закончен. Благодарю за участие!

Приложение 12.

Семейная выставка «Моя первая копилка»

Цель: расширение экономического кругозора ребенка, представлений о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.

6 апреля 2024 в 14:05

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.